Возможен ли учет по МСФО?

Стремление упорядочить процесс составления финансовой отчетности по МСФО есть как у регуляторов, так и у самих бухгалтеров. Данная идея давно витает в профессиональных кругах, нажив себе и сторонников, и, в большей степени, противников. Только обличенное в слова это стремление звучит неадекватно сути самих международных стандартов, призванных регулировать не бухгалтерский учет, а представление финансовой отчетности. На то они и стандарты отчетности, а не учета, о чем свидетельствует более чем 10-летняя практика принятия МСФО, а не МСБУ.

Несмотря на существование международных стандартов бухгалтерского учета в системе МСФО, ни один из действующих МСБУ не предусматривает непосредственных правил ведения самого учета. Как правило, большинство МСФО и МСБУ построены по периметру: «признание – оценка – представление – раскрытие».

Следуя известному выражению Козьмы Пруткова «Зри в корень!», прежде всего, стоит определиться, что понимается под ведением бухгалтерского учета в национальном законодательном поле.

В Законе Украины о бухучете под бухгалтерским учетом понимается процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений. Логично, что речь идет о бухгалтерской информации, т.е. содержащейся в первичных документах.

Если наложить определение бухгалтерского учета и требование обязательности его ведения в соответствии с МСФО, то логично предположить, что каждая составляющая данного процесса (выявление, измерение, регистрация, накопление, обобщение, хранение и передача информации) должна соответствовать требованиям МСФО.

Теперь о каждой составляющей персонифицировано.

Используемые в Законе о бухучете термины «выявление», «регистрация» не имеют аналогов в МСФО. Рассматривая «выявление» в тесной связи с «регистрацией», их в некоторой степени можно соотнести к МСФО-шным «признанием». Следовательно, законодательное закрепление рассматриваемой нормы потребует от составителей МСФО-отчетности признавать (т.е. выявлять и регистрировать) только те объекты учета, которые соответствуют критериям признания, изложенным как в Концептуальной основе финансовой отчетности, так и в отдельных МСФО и МСБУ. Как показывает практика, это затронет, прежде всего, основные средства, запасы и прочие объекты учета, по которым предприятия на переходном этапе вели параллельный учет – как по П(С)БУ, так и по МСФО. Применение МСФО для целей признания объектов учета исключает ситуацию наличия объектов в одной системе учета, и их отсутствие в другой.

Вторая составляющая процесса ведения бухучета «измерение» в наибольшей степени отвечает подходу международных стандартов, соответствуя термину «оценка». В данном вопросе все бесспорно, поскольку законодательное закрепление рассматриваемой нормы потребует от составителей МСФО-отчетности оценивать объекты учета исключительно в соответствии с требованиями МСФО. По аналогии с вышерассмотренной ситуацией, не может один и тот же объект в системе «П(С)БУ-учета» иметь стоимость (даже равную 0), отличную от стоимости, определенной в системе «МСФО-учета». В связи с этим, все проведенные при трансформации финансовой отчетности уценки и дооценки, с учетом их движения за прошедший период, придется «встроить» в систему бухгалтерского учета.

Относительно накопления, обобщения, хранения бухгалтерской информации МСФО не содержат не только аналогов, но и хоть сколько-нибудь существенных правил и указаний. Поэтому невозможно накапливать, обобщать и хранить бухгалтерские данные в соответствии с требованиями, которых не существует. Классика бухгалтерского учета незыблема, поэтому в технических приемах, которые заключаются в накоплении, обобщении и хранении бухгалтерской информации, изменений не предполагается.

Хотя, снова читая между строк, можно предположить, что трансформационные корректировки, используемые на переходном этапе для составления МСФО-отчетности, накопленные, обобщенные и хранимые в некой отдельной регистрационной системе, будут недопустимы. Это означает, что на переходном этапе допускалась регулярная периодическая трансформация, не затрагивающая систему накопления, обобщения и хранения бухгалтерской информации. Практика свидетельствует, что процесс трансформации на различных предприятиях организовывался по-разному. Для тех из них, кто трансформационные корректировки изначально «встраивал» в систему учета, ничего не должно измениться в части накопления, обобщения и хранения бухгалтерской информации. Однако, те предприятия, которые по каким-либо причинам не  «встраивали» трансформационные корректировки в систему учета, должны будут отказаться от отдельного накопления, обобщения и хранения учетной информации и трансформационных корректировок. Следовательно, все трансформационные корректировки должны быть встроены в учетную систему.

Корректировок (сознательно не называем их трансформационными) при составлении финансовой отчетности все равно не избежать. Международная практика учета предполагает, что при составлении финотчетности должно применяться профессиональное суждение, право вынесения которого не делегируется каждому бухгалтеру-исполнителю на местах. В связи с этим, составитель МСФО-отчетности, исходя из своего профессионального суждения, может принять решение о корректировках, проведение которых является так называемой «надстройкой» над данными учета. Но эти корректировки должны в обязательном порядке попасть в систему  накопления, обобщения и хранения бухгалтерской информации, тогда эти составляющие процесса ведения бухгалтерского учета будут соответствовать требованиям МСФО.

И последняя составляющая процесса ведения бухучета – «передача информации». По сути, данную составляющую целесообразно соотнести с «представлением» и «раскрытием» в понимании МСФО. В данном вопросе присутствует полная ясность, поскольку отражение бухгалтерской информации в финансовой отчетности и примечаниях к ней должно соответствовать МСФО.

Подводя итог анализу процесса ведения бухгалтерского учета в соответствии с МСФО, можно сделать вывод о том, что при правильном ее толковании, данная норма будет способствовать упорядочению процесса подготовки МСФО-отчетности, в чем заинтересованы и регуляторы, и бухгалтеры. Безусловно, как все новое, внедрение данной нормы создаст определенные трудности для большей части составителей МСФО-отчетности, но время полного или частичного запараллеливания учетов и трансформаций финансовой отчетности заканчивается.

Обсуждение закрыто.