Роль МСФО в Концепции реформирования налоговой системы

msfo_reform_concept_14Буквально в последние дни мая Министерство экономического развития и торговли Украины представило проект Концепции реформирования налоговой системы, который вызвал оживленный интерес у бизнеса. Мы также не остались в стороне. И  нас, как Агентство по МСФО, удивило, что из десятки крупнейших новостных порталов, освещавших основные положения данной Концепции, никто и не вспомнил про МСФО, которому уделена  1/6 часть всей Концепции. Большинство ограничилось фразой «предполагается продолжение курса на сближение бухгалтерского и налогового учетов». Мы решили восполнить этот пробел и попросили прокомментировать основные положения Концепции реформировнания налоговой системы относительно Международных Стандартов Финансовой Отчетности генерального директора Агентства по МСФО Елену Харламову.

Каково Ваше первое впечатление о Концепции реформирования налоговой системы и о роли МСФО в ней?
Не ожидала увидеть МСФО в Концепции реформирования налоговой системы. С прошлым Налоговым кодексом бились, все напрасно. Всплывает в памяти: Вы составьте Декларацию по прибыли по данным МСФО, но с учётом требований Налогового кодекса. Я тогда ещё пошутила: это все равно, что прийти в магазин и сказать «дайте ка мне чёрного хлеба, но учтите, что мне нужен белый».
Думали, что может в этот раз что-то поменяется, ни-че-го! Ну нельзя одним и тем же инструментом выполнять все функции. МСФО имеет своих пользователей, Налоговый кодекс – своих. Ну как побороть советское восприятие учёта, когда собственник был один, и налоги он же получал? Конечно, учёт был единый. А теперь собственник и государство – по разные стороны баррикад (прошу не придираться к словам, сейчас не об этом). Не могут быть МСФО положены в основу налогового учёта. Ну если б хоть на секундочку представить, что мы налоги должны заплатить, исходя из профессионального суждения (я конечно, утрирую). Как Вы думаете, чьё профессиональное суждение победит и сколько оно может стоить?

Возможна ли гармонизация бухгалтерского и налогового учёта за счет применения МСФО?
В Концепции гармонизация бухгалтерского и налогового учёта видится в ведении бухгалтерского учёта и подготовке финансовой отчётности на основе Международных стандартов финансовой отчётности (МСФО), за исключением предприятий, подпадающих под определение малого и среднего бизнеса. Лично мне, как человеку работающему с МСФО практически круглосуточно, это никак не то что привидится, присниться вряд ли может.
Читаем дальше – «использование финансовой отчётности для целей расчёта объекта налогообложения налогом на прибыль, а именно корректировки финансовой прибыли до налогообложения путём применения чётко определённого перечня корректировок, которые будут иметь стимулирующий или ограничивающий характер, и сущность которых будет отвечать стратегическим целям государственной политики».  В методологии учёта этот подход называется «налоговый учёт по отклонениям» и он, безусловно, имеет право на существование, в том числе и в нашей стране. Но боюсь, что «перекос» в этом вопросе неизбежен.
Это ж как надо знать и МСФО, и налоговое законодательство, чтоб сформировать «чётко определённый перечень корректировок»? МСФО зачастую дают такую степень свободы в рамках существующих принципов, что даже по теории вероятности выявить все корректировки не получиться. Поэтому заявлять о четко определенном перечне может быть опрометчиво. По крайней мере, этот перечень должен быть открытым, предприятия должны иметь возможность его дополнять при выявлении налоговых корректировок.

Если налоговый учет по отклонениям все же существует, то как Вы видите его реализацию?
Не уверена, но может быть рационально, если уже пытаемся ориентироваться на МСФО, установить критерий существенности и для налоговых корректировок, определиться с «относительно четким перечнем существенных», а остальные принять как несущественные и по теории статистики взаимоисключаемыми (т.е. одни в «+», другие в «-», а в целом около 0). Тогда может облегчение и наступит. (Улыбается — ред.)
Представим себе гипотетически, что налогооблагаемая прибыль образовалась путём абсолютно чётких алгоритмических действий над бухучетной прибылью. Да при такой прозрачности сами налоговики первыми и откажутся от этой идеи, не буду уточнять по каким причинам. Может быть такая схема и сработала бы, но для этого в принципе надо искоренить понятие налоговых доходов и расходов, а сфокусироваться на налоговых корректировках как объекте налогового учёта (по налогу на прибыль).

Вы согласны с тем, что применение МСФО может упростить систему налогообложения прибыли и удовлетворить потребности всех пользователей финансовой отчётности?
МСФО имеют солидный «возраст» — более 40 лет, так может прислушаться к этой квинтэссенции мирового опыта и не ждать, что якобы «упрощение процесса расчета объекта налогообложения налогом на прибыль на основе Международных стандартов финансовой отчетности и эффективный контроль государства позволит удовлетворить потребности всех пользователей финансовой отчетности (государства , инвесторов , акционеров и управленческого персонала)…». МСФО не видят в приоритетных пользователях ни государства, ни управленческого персонала.

По Вашим ответам складывается впечатление, что Концепция реформирования налоговой системы на основе МСФО полностью провальная. Это так?
Нет, конечно. Безусловно, движемся мы в правильном направлении, но, как всегда «с национальными особенностями». С чем я абсолютно согласна, так это с видением Концепции усиления контроля со стороны государства за качеством ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности через формирование профессиональной экспертизы по МСФО, усилением ответственности руководства предприятий за качество ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Это действительно насущная проблема, поскольку сегодня бухучет как «затюканый» налоговым учётом младший брат, не на всех предприятиях, конечно, но в большинстве.

 

 

 

 

Обсуждение закрыто.