МСФО (IFRS) 14 «Счета отложенных тарифных корректировок»

heatingВ конце января 2014 года вышел в свет МСФО (IFRS) 14 «Счета отложенных тарифных корректировок». МСФО (IFRS) 14 — это промежуточный стандарт, который планируется применять до окончания более масштабного проекта КМСФО по тарифному регулированию.

Деятельность по регулируемым тарифам – это деятельность, подлежащая тарифному регулированию, надзор за которой осуществляет регулятор тарифов, являющийся уполномоченным органом, который имеет право (посредством законодательных или нормативных актов) устанавливать тариф или целый ряд тарифов, которые компания предъявляет своим клиентам.

Наиболее подверженными тарифному (ценовому) регулированию являются отрасли коммунального хозяйства, электроэнергетика и т.п.

Целью МСФО (IFRS) 14 является детальное описание требований к финансовой отчетности для тарифных активов и обязательств (называемых «остатками по счетам отложенных тарифных корректировок»), которые возникают, когда компания становится объектом тарифного регулирования.

Особенностью МСФО 14 является то, что он применяется только теми компаниями, которые попадают в сферу тарифного регулирования и впервые применяют МСФО, т.е. переходят на составление МСФО-отчетности.

Главный вопрос МСФО 14 – это отражение признаваемых активов и обязательств, связанных с тарифным регулированием. Основное требование МСФО 14 заключается в предоставлении указанным выше компаниям возможности применять действующую в национальной учетной практике учетную политику (если таковая существует) по признанию, оценке, обесценению и представлению таких активов и обязательств в МСФО-отчетности.

Согласно МСФО 14 в отчете о финансовом положении отдельными строками должны представляться остатки по счетам активов и обязательств, связанных с тарифным регулированием. Аналогично, связанное со счетами тарифного регулирования влияние на прибыль или убыток текущего периода должны признаваться и раскрываться отдельно от других статей в Отчете о прибылях и убытках. Те компании, которые примут решение о применении МСФО 14, должны будут исключить остатки и обороты, связанные с тарифным регулированием, из всех статей в отчетности и представить их отдельными строками. В результате статьи, которые не связаны с тарифным регулированием, будут «очищены» от такого влияния и будут сопоставимыми с другими компаниями, не попадающими в сферу тарифного регулирования.

Указанные требования распространяются на только на первую МСФО-отчетность , но и на отчетность на последующие даты.

Представление активов и обязательств, связанных с тарифным регулированием в Отчете о финансовом положении.

Активы Капитал и обязательства
Необоротные активы Капитал
Оборотные активы Обязательства долгосрочные
…..
Обязательства текущие
Всего активов Всего капитал и обязательства
Активы, связанные с тарифным регулированием Обязательства, связанные с тарифным регулированием
Итого активы, включая счета тарифного регулирования Итого капитал и обязательства, включая счета тарифного регулирования

Представление прибылей и убытков, связанных с тарифным регулированием в Отчете о прибылях и убытках.

Выручка
Прибыль до налогообложения
Расходы по налогу на прибыль
Прибыль до чистых изменений в счетах тарифного регулирования
     Чистые изменения по счетам тарифного регулирования, относимые на прибыль/убытки текущего периода
Общая прибыль, включая чистые изменения по счетам тарифного регулирования
Прочий совокупный доход
    Нереклассифицируемый в прибыль/убыток
       …..
     Чистые изменения по счетам тарифного регулирования, относимые на прочий совокупный доход
   Прочий совокупный доход (за вычетом налогов)
ИТОГО общий совокупный доход за период

Традиционно для стандартов последних лет в МСФО 14 уделено значительное внимание раскрытиям информации.

Так, компании, подлежащие тарифному регулированию обязаны раскрывать характер тарифного регулирования, связанные с ним риски, установленные граничные цены (тарифы), а также последствия влияния тарифного регулирования на финансовое положение, финансовые результаты и денежные потоки компании. Раскрытия требуются отдельно для каждого вида деятельности, подлежащей тарифному регулированию.

Раскрытию подлежат виды деятельности, попадаемые под тарифное регулирование, регулятор (с указанием при необходимости отношений связанных сторон), процесс установления тарифов, а также риски (законодательный, валютный, рыночный и пр.), связанные с погашением остатков по счетам тарифного регулирования. Обязательным является раскрытие сверок счетов тарифного регулирования на начало и конец периода и их движений.

Обратим внимание, что если компания, подлежащая тарифному регулированию, уже перешла на составление МСФО-отчетности, то она не может применять МСФО 14.

Хотите быть всегда в курсе МСФО-новостей?

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

 

Обсуждение закрыто.